Учреждение осуществляет основные свои функции в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Цель педагогического процесса: «Воспитание и развитие гармонично развитой личности, адаптированной к социуму»
Задачи педагогического процесса:
- Воспитательная – развитие навыков продуктивного общения, обеспечивающих усвоение воспитанниками норм коммуникативного поведения, соответствующей возрастной группы.
- Организационно–методическая – повышение качества воспитательной работы посредством повышения уровня квалификации, подбора и комплектования кадров с учетом специфики учреждения.
- Коррекционно–реабилитационная – адаптация умственно – отсталого воспитанника к самостоятельной трудовой деятельности. Создание среды, позитивно влияющей на решение задач социальной адаптации и формирования личности.
- Лечебно - оздоровительная – организация мер охраны здоровья и профилактики заболеваний применительно к каждому ребенку, создание единого здоровьесберегающего воспитательного пространства.
- Клинико-психологическая – этиология и клиника отклонений в развитии, выявление особенностей патологии с целью определения педагогического прогноза и индивидуального подхода в решении психологических проблем.
Реализация данных задач становится возможной лишь при условии создания специального реабилитационного пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры учреждения, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного воспитания.
В процессе повседневной, целенаправленной работы, педагогическим коллективом на базе детского дома создана коррекционно – развивающая среда, вовлекающая умственно – отсталых детей в разнообразные виды деятельности.
Используются следующие направления воспитательной работы:
-Личностное развитие
-Творческое развитие
- Основы гражданского и патриотического воспитания
- Основы социализации и общения
- Охрана здоровья, физическое развитие
- Трудовое воспитание и социально – бытовое обслуживание.
Педагогический коллектив в своей деятельности использует следующие технологии:
- технологии разностороннего духовно – нравственного воспитания В.А. Сухомлинского
- Игровые технологии , разработанные К.Д. Ушинским, П.П. Блонским, С.Л. Рубинштейном, а также технологии, разработанные доктором педагогических наук, профессором Н.Е. Щурковой
- Технологии коллективных творческих дел, разработанные доктором педагогических наук, профессором И.П. Ивановым; организация групповых форм работы разработанная доктором педагогических наук, профессором Н.Е. Щурковой
- Технологии здоровьесбережения, сформулированную кандидатом медицинских наук Н.К. Смирновым
-Технология индивидуальной поддержки индивидуальной педагогической поддержки, представленная членом – корреспондентом Российской академии образования О.С. Газианом и его последоваиелями.
Развивающая коррекционная работа в учреждении предполагает в первую очередь развитие личности, раскрытие потенциальных возможностей и способностей воспитанника, какими бы особенностями (недостатками ) он не обладал.